IconPO Портал образования
Тюменского района
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ special eye

МАОУ Успенская СОШ

Тюменский район, с. Успенка, ул. Коммунаров, д. 3
+7 (3452) 726-083, 726-396
usp@obraz-tmr.ru

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ

  • 45.JPG
  • banner_z.JPG
  • godsem.JPG
  • img-1673255112-5653-156-pushkin-main-img.png
  • pl3.JPG
  • pl4.JPG
  • pogsez.JPG

Развитие лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников

21 марта 2019 года в СП МАОУ Успенской СОШ прошло очередное заседание районного методического объединения воспитателей младшего дошкольного возраста Тюменского муниципального района по теме «Развитие лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников», руководитель Панова Инна Борисовна, СП МАОУ Новотарманской СОШ.
    Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания. Одной из главных задач развития речи является формирование её лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников.
  Заседание РМО началось с тематического музыкального приветствия детей старшей, подготовительной групп под руководством Петряковой Галины Николаевны, воспитателя, Ивашкиной Анастасии Витальевны, музыкального руководителя, где ребята исполнили стихи и частушки о правильной, грамотной речи, о нашем прекрасном, богатом и звучном языке.
   Власовой Яной Валерьевной, воспитателем ОДО МАОУ Успенской СОШ была проведена непосредственно-образовательная деятельность «У моря»,   целью которого была профилактика и коррекция речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Во время путешествия к морю, ребята помогли золотой рыбке (роль играла логопед СП МАОУ Успенской СОШ Антонова Наталья Дмитриевна) и другим морским обитателям очистить воду в экспериментальной деятельности, изготовив фильтр для очистки воды с опорой на алгоритм. При помощи волшебного фонарика смогли увидеть некоторых морских обитателей, с морским царем (инструктор по физической культуре Сосенкова Анастасия Витальевна) поиграли в веселую игру, где море разыгралось, вспенилось, и воспитатель предложила юным путешественникам нарисовать море,  экспериментируя в приготовлении мыльных пузырей и нетрадиционного рисования в виде отпечатывания. В ходе занятия ребята делали артикуляционную гимнастику, составляли предложения, согласовывали существительные с прилагательными, что способствовало развитию лексико-грамматического строя и связной речи.
    О методах и приемах формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста рассказала  Зыкова Маргарита Владимировна, воспитатель СП ДО МАОУ Каменской СОШ (дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок), о методике формирования синтаксической стороны речи, методике формирования способов словообразования.  Представила картотеку игр и упражнений по формированию грамматического строя речи  у детей среднего дошкольного возраста.
 Формирование грамматического строя является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. 
  Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, поэтому уделяют большое внимание его закреплению и активизации. Ковалева Людмила Анатольевна,  воспитатель СП МАОУ Горьковской СОШ, в мастер-классе «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» показала различные игры, чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей. 
    Парис Ксения Сергеевна, воспитатель СП МАОУ Луговской СОШ представила педагогические технологии, позволяющие повысить уровень речевого развития дошкольников, используемые в  своей работе с дошкольниками. Технологии ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач) помогает развить у дошкольников смелость в размышлении,  творческое воображение, смекалку. Логоритмика-это устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Артикуляционная и пальчиковая гимнастика-это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Использование артикуляционной гимнастики - позволяет правильно развить органы речевого аппарата, что, в с вою очередь, обусловливает  правильное  произношения звуков. Моделирование-способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки и т.д. Технология «Азбука общения», мнемотехника, технология обучения детей составлению загадок, сказкотерапия, игра – драматизация. Использование современных образовательных технологий помогает формировать самостоятельную, творческую, интеллектуально-смелую, принимающую нестандартные решения личность, возможно, это и является залогом успешного развития и реализации человека в его, такой сложной, но очень интересной жизни.
    С выставкой «Познавательно-обучающие макеты, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» выступила Одинец Ольга Анатольевна, воспитатель СП МАОУ Московской СОШ. Для успешного речевого развития дошкольников своей группы она создала определенные условия, которые способствуют  формированию хороших речевых навыков. 
 Важную роль в процессе развития речи дошкольников играет окружающая развивающая среда. В группе «Гномики» такой средой являются познавательно-обучающие макеты «Сельское подворье», «Улицы города», «Дом, квартира», «Русская изба», «Лес и его обитатели», «Подводный мир». Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Используемые макеты способствует обогащению и уточнению представлений о предметах ближайшего окружения, вовлекают младших дошкольников в общую игру и учат их свободному общению со взрослыми и детьми, тем самым повышая интерес к речевой деятельности.
    Мастер – класс «Детское экспериментирование как средство развития речи младших дошкольников» подготовила воспитатель СП МАОУ Новотарманской СОШ  Горбунова Светлана Александровна.
 Проведение опытно-экспериментальной деятельности сопровождается сопряжённой речью, каждый ребёнок проговаривает о своих  действиях. Умение ребенка четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи. Благодаря экспериментированию дети учатся четко формулировать свои мысли, ставить цели  и задачи, сопоставлять, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. В ходе этого совершенствуется грамматический строй речи и связная речь дошкольника.
  В презентации учителя-логопеда СП МАОУ Новотарманской СОШ Кривошеиной Юлии Юрьевны «Камушки марблс для развития речи детей раннего возраста» представлен материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом стали камешки Марблс, (плоские камешки – «кабошоны»). Игры с использованием марблс стимулируют речевое развитие путём тренировки пальцев рук, увеличивают на 100% активность, интерес детей,
улучшают результат коррекции речи, вариативны и удобны в применении.
При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. 
   Для речевого развития используются разные виды игровой деятельности. В мастер-классе Мариковой Светланы Аркадьевны, воспитателя ОДО филиала МАОУ Успенской СОШ «Зырянская СОШ»  «Подвижная игра- как средство развития речи детей дошкольного возраста» рассмотрены  подвижные игры. Игры помогают ребёнку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития темпа и ритма речи, упражнений в счете.
     Малахова Татьяна Алексеевна, воспитатель СП МАОУ Успенской СОШ представила выставку дидактических игр по познавательно-речевому развитию. «Падежные вертушки» с целью изменения по падежам существительных во множественном числе, развитие словаря, согласование существительных с числительными, согласование существительных с прилагательными,   употребление предлогов. 
   Пособие «ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЛИПАЛЫ» для совершенствования и обогащения словаря словами-антонимами, образования и использования притяжательных прилагательных, развития слоговой структуры, совершенствования навыков слогового анализа, упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет с существительными в роде, числе, закреплять в речи слова, обозначающие признаки предмета, употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме. Игровое поле «В городе «Наоборот» для совершенствования и обогащение словаря словами-антонимами. Игровое поле «Чей хвост?» для образования и использования притяжательных прилагательных. Игровое поле «По вагонам!» для развития слоговой структуры, совершенствования навыков слогового анализа; совершенствования навыка словообразования (сложные слова). Игровое поле «В деревне», «Подели игрушки», игры с фонариком, развивающий дом «Весёлого язычка» – бизиборд, который надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивает творческое мышление. Бизиборд-это довольно большой лист фанеры, к которому прикручиваются всевозможные тумблеры, крючочки, замочки, щеколды, валики, счеты, шнуровки, ручки и так далее. В принципе, наполнение такой доски может быть совершенно произвольным, в качестве ее элемента может быть использован абсолютно любой предмет, который вызовет у крохи интерес и не причинит ему вреда. Работа с модулем совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.
  Доска поможет малышам развить мелкую моторику, координацию движения, внимание, фантазию, усидчивость, творческое и логическое мышление, помощь в освоении бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности малышей. Преследуя цель развития детской мелкой моторики, на корпус доски накладывают материалы различной фактуры. Маленькие пальчики будут ощупывать резиновые шарики, пластмассовые колёсики, фетр, кусочек шерстяной вязки и нанизанные бусины. Каждый из таких предметов подарит малышу новые ощущения и разнообразит его представление об окружающем мире.
  Белова Ирина Валентиновна, воспитатель СП МАОУ Успенской СОШ представила на выставку тематический развивающий комплект по сказке «Золушка», Петрякова Галина Николаевна выставила различные виды театра, используемые в работе.
  Педагогические коллективы детских садов проводят большую работу по развитию речи детей и овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно модулирует собственные речевые высказывания.
Заведующий СП МАОУ Успенской СОШ  
Сенцова Наталья Анатольевна.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Top